Биологические основы мотивации

Эта работа описывает мою теорию биологической мотивации – то, что заставляет нас любить и ненавидеть, радоваться и страдать, то, в чём смысл всей нашей жизни. Биологическая система мотивации – это то, что объединяет нас с наиболее развитыми животными, которые тоже способны испытывать чувства. Она не основана на законах аристотелевой логики, но имеет свои законы, свою логику, которые я и буду излагать. Наши чувства рождаются в подсознании и лишь отчасти осознаются, одними людьми – лучше, другими – хуже. То, о чём я буду говорить, не имеет ничего общего с понятиями долга, ответственности, обязанностей, серьёзности, это – живые человеческие чувства!

Философская позиция

В настоящее время стало ясно, что всякая психологическая теория опирается на некоторую философскую позицию – либо явно это подчёркивая, либо неявно предполагая, что мир может быть устроен только так-то и никак иначе. Понимание философской позиции автора необходимо для хорошего понимания его теории, и именно поэтому я изложу философию, лежащую в основе этой работы, прежде чем двигаться дальше. Вы не обязаны принимать её, но нужно держать её в уме для того, чтобы ясно чувствовать, что я имею в виду в том или ином случае.

Итак, если описать мою философскую позицию вкратце, то это субъективно-кибернетический субъективный материализм J.

Во-первых, я верю, что окружающий нас мир существует объективно и независимо от нашего восприятия. Этот мир состоит исключительно из материальных объектов – физических частиц, полей, волн, связанной с ними энергии и т.д.

Во-вторых, я верю, что каждый человек воспринимает этот мир субъективно и восприятие разных людей различно, хотя цивилизация и сглаживает это различие, предоставляя нам, всем цивилизованным людям, более-менее похожее его восприятие. Роль цивилизации в формировании схожих представлений становится ясна, если мы сравним нашу картину мира с той, в которую верят первобытные дикари, до сих пор ещё сохранившиеся в Африке, Австралии и Океании. Так называемые «законы» физики, химии, философии, психологии и других наук – существуют только в нашем воображении, но не в самом физическом мире. Всякий раз, когда нам казалось, что мы нашли законы, которые «действительно» правят физическим миром, оказывалось, что они не совсем верны. Так было с «универсальными законами» ньютоновой физики, которая была заменена эйнштейновской, так было с «неделимыми» атомами, которые оказались состоящими из «элементарных» частиц, которые в свою очередь оказались состоящими из кварков. Далее я покажу, что само по себе стремление описать внешний мир как подчиняющийся определённым законам – это особенность человеческой психики, обусловленная её происхождением.

В-третьих, я использую кибернетический подход к изучению психики – подход, предложенный основоположником кибернетики Норбертом Винером. Кибернетика изучает общие законы функционирования биологических и инженерных систем, рассматривая их сугубо формально – как машины, выполняющие определённые функции. Этот подход сам по себе не хуже и не лучших других, но именно он позволил мне построить короткое и красивое объяснение принципов работы нашей психики, причин возникновения наших чувств, объяснить то, что доселе считалось необъяснимым.

В-четвёртых, несмотря на сугубо формальное кибернетическое объяснение принципов работы нашей психики, я объясняю, каким образом всё это отражается в наших субъективных переживаниях, и зачем вообще понадобились эти переживания.

Инстинкты

Естественный отбор

Всем хорошо известно, что появление человека – это результат естественного отбора, но мало кто задумывался над тем, что человек весь, до мельчайших деталей был сформирован этим самым отбором, как скульптор формирует скульптуру из куска мрамора, и для того, чтобы понять человека, надо детально изучить именно то, как происходил этот отбор.

Возьмём популяцию животных, занимающих некоторую общую экологическую нишу. Общая экологическая ниша означает, что у этих животных общие условия обитания (скажем, тропический лес), одинаковые источники пищи (например, некоторые виды насекомых и растений), общие враги и т.д. Это выливается во «взаимозаменяемость» этих животных – уменьшение количества одних приведёт к увеличению количества других и наоборот, поскольку общее их количество ограничено источниками пищи и другими ресурсами.

Теперь рассмотрим изменение этой популяции через 1000 лет. Мы увидим, что произошло «перераспределение» экологической ниши – одни животные оставили после себя больше потомства, другие меньше, род третьих и вовсе угас. Это повторяется снова и снова, из тысячелетия в тысячелетие. На Земле остаются потомки именно тех животных, которые были наиболее приспособлены (в рамках своей экониши) именно к тому, чтобы продолжить свой род в веках. Более того – это единственный фактор, который из всех случайных генетических изменений закрепляет одни и отбрасывает другие. Описать точнее связь между процессом естественного отбора и его результатом......... В результате этого все животные формируются как био-кибернетические существа, единственной целью существования которых является выполнение задачи, поставленной естественным отбором – продлить свой род в веках, расплодившись как можно шире!

Инстинкты

Хотя целью существования животного в конечном счёте является «продлить свой род в веках и распространиться как можно шире», на практике они обычно не решают столь широкие задачи, ограничиваясь заботой о своём непосредственном потомстве. Пожалуй, только у общественных насекомых это не так, для других же животных цель существования можно сформулировать так: «оставить после себя побольше потомства и позаботиться о нём до возраста самостоятельного существования». Разумеется, речь идёт не о сознательной постановке целей, а о том, на что нацелены инстинкты животного. Вот об инстинктах мы сейчас и поговорим.

Цель «оставить после себя потомство» можно разбить на несколько подцелей:

Во-первых, для того, чтобы дожить до возраста размножения и завести потомство, нужна самая банальная физическая энергия. Её источником для растений является Солнце, для животных – растения или другие животные; таким образом растения и животные «объединяются» в пищевые цепочки. Итак, первой потребностью, вытекающей из Главной Цели, является потребность в пище. Однако заметьте, что еда и продление собственного существования не являются самоцелью, а только средством для продолжения своего рода. Например, у некоторых бабочек-однодневок вовсе нет рта! Да и зачем? Они наедаются с запасом, находясь в стадии гусеницы, затем превращаются в бабочек, «женятся», откладывают яйца, и выполнив свою задачу по продолжению рода, умирают. Для выполнения всех задач в стадии бабочки им хватает энергии, запасённой, когда они были в стадии гусеницы. Дальнейшее же их существование – с точки зрения закона естественного отбора – не имеет никакого смысла L.

Во-вторых, для того, чтобы дожить до размножения, нужно не попасться «на зубок» к хищникам, не погибнуть от увечий и болезней, укрываться от непогоды и т.д. Вместе взятое, это можно назвать потребностью в физической безопасности. И опять-таки, она имеет лишь вспомогательное значение – собственная жизнь и невредимость ценны не сами по себе, а только как средство, позволяющее дожить до размножения и оставить потомство. Известно достаточно примеров, когда непосредственно в момент размножения собственная жизнь приносится в жертву ради блага своих детей – например, самцы богомола, которых самки пожирают прямо во время совокупления (получая тем самым энергию, необходимую для появления яиц), или нерестовые рыбы, которые выбиваясь из сил, добираются до верховий реки, мечут там икру и затем погибают от истощения. И это ещё не говоря о тех случаях, когда животное не обязательно погибает, но рискует своей жизнью ради потомства или своей самки – например, когда птица, сидящая на гнезде, отвлекает от него внимание хищника, притворяясь раненой.

В-третьих, для выполнения Главной Задачи что-то должно заставлять животное застолбить брачный участок или построить гнездо, завести брачного партнёра, заняться с ним сексом, наконец создать условия для выживания потомства. Всё это вместе взятое мы назовём потребностью в размножении. Если бы у какого-то животного не было этой потребности, то его род немедленно бы прекратился, и мы никогда бы не увидели его потомков. Обратите внимание, что целью существования животного является продолжение своего собственного рода, а не сохранение своего вида в целом. Это особенно ярко проявляется именно в инстинктах размножения – в борьбе за брачных партнёров, в заботе исключительно о своём собственном потомстве. Так, лев, изгнав из прайда – семьи львиц – предыдущего самца, убивает и его детей, «освобождая» тем самым дорогу для своих собственных L.

Эти три потребности – в еде, безопасности и размножении – я называю инстинктами. Цели жизни животного практически сводятся к выполнению этих трёх инстинктов.

Особый случай: общественные насекомые

Как я говорил выше, инстинкты требуют от животных заботы прежде всего о своём потомстве, своём роде, но не о выживании вида в целом. Казалось бы, есть такие общественные животные, как пчёлы и муравьи, способные пожертвовать своей жизнью ради других. Но давайте разберёмся, что для них есть «род». Своего собственного потомства рабочие особи не имеют, всё потомство производит только матка. В произведённые ею особи она закладывает те качества, которые способствуют продолжению её рода в целом. Нельзя сказать, что пчела, жалящая врага и погибающая при этом, жертвует своей жизнью – это матка жертвует её жизнью ради всего улья! Именно матка, или если хотите, улей в целом, является единицей естественного отбора в случае общественных насекомых.

Описать войны муравьёв, добровольное рабство, подмену матки..............................

На примере войн между муравейниками хорошо видно, что конечной целью всех действий муравьёв является именно продолжение рода своей матки, а все аналогии, взятые из человеческого мира – «рабство», «обман», имеют только художественное значение. Из всех животных именно общественные насекомые достигли наиболее высокой степени развития социального устройства, включающего высокую степень специализации и трудовой кооперации, способность к самопожертвованию, невозможность существования «индивидуума» вне «социума». И достигнуто это было именно благодаря тому, что все особи в социуме производятся одной-единственной маткой, передающей им такие программы поведения, которые способствуют выживанию социма в целом. Можно приравнять улей или муравейник в целом к единому живому существу, «органами» которого являются отдельные насекомые. И тогда станет ясно, что в «подвиге» погибающей пчелы или муравья самопожертвования меньше, чем в поступке волка, отгрызающего себе лапу, чтобы вырваться из капкана. Волк жертвует жизненно необходимой частью тела, улей жертвует своей полезной, но не необходимой частью – пчелой. И то, что она действует в этот момент автономно, не должно нас обманывать – её действия полностью контролируются инстинктивными программами, заложенными в неё маткой.

Никакие другие виды, у которых в стаи объединяются представители разных родов, не могут даже приблизиться к столь сложной социальной организации из-за конкуренции между этими самыми родами. Как говорится, денежки вместе, а табачок всё-таки врозь J. Только люди смогли превзойти насекомых в сложности социальной организации, но достигнуто это было, конечно, не инстинктами, а совсем другими, более сложными средствами.

Если вас заинтересовала эта тема, то советую прочесть книгу Доккинза «Эгоистичный ген», где он идёт ещё дальше и рассматривает естественный отбор не как борьбу за продолжение рода (что равнозначно выживанию генотипа в целом), а как борьбу за выживание отдельных генов в этом генотипе! Это приводит к более точным расчётам и там, где Доккинз не пытается прикниуть «на пальцах», а точно рассчитывает и даже моделирует на компьютере выгодность той или иной стратегии, он добивается воистину блестящего совпадения теоретических предсказаний с практикой. Теме общественных насекомых у него посвящена едва ли не отдельная глава и там он добирается до таких тонкостей, которые в рамках моей модели (монолитного генотипа) попросту непредставимы.

«Иерархия» инстинктов

Из вышеприведённого описания вроде бы следует, что самый «главный» инстинкт – это инстинкт размножения, но на практике, как мы знаем, животные обычно заботятся в первую очередь о своей безопасности, затем о пропитании, и уж в последнюю очередь – о заведении потомства. Нестыковка? Нет – значимость инстинктов, порядок их предпочтения определяется временной шкалой. Нельзя обеспечивать безопасность только по чётным дням или по чётным часам – это постоянная потребность, любое нарушение которой может привести к гибели или повреждениям организма. Поэтому она – на первом месте. Удовлетворение потребности в еде можно отложить на некоторое время, например на несколько суток, прежде чем наступит смерть от истощения. Наконец продолжение рода можно откладывать ещё дольше. Поэтому животному голодному или в присутствии хищника будет не до секса. Однако после рождения детёнышей или в короткий брачный период всё меняется, тут если упустить свой шанс – потеряешь детёныша, на которого уже потрачено столько ресурсов, или придётся ждать до следующего периода размножения. Поэтому и инстинкты продолжения рода в таких ситуациях начинают оказывать большее влияние на поведение животного, вплоть до самопожертвования ради своего потомства или рискованного поведения самцов, которые во время брачных игр перестают замечать всё окружающее (ха, это и людям свойственно! J).

Второй важный фактор – это ограниченность тех или иных ресурсов. Скажем, вода и тем более воздух нужны животным ещё больше, чем еда, однако борьба за них не рассматривается как фактор естественного отбора. Почему? Ответ очевиден – их на всех легко хватает. Фактором отбора могут быть только те ресурсы, которые в наибольшей степени ограничивают численность животных в той или иной эконише. Причём, в разных эконишах эти ресурсы в приницпе могут отличаться. Так, у Доккинса описан случай, когда самцы бабочек борются за пятнышки света, пробивающиеся сквозь листву дерева J. А дело просто-напросто в том, что эти пятнышки света привлекают самок. И в результате – становятся ресурсом, за который борются самцы! Более того, те из них, кто обладает лучшей стратегией борьбы за эти пятнышки света, имеют очевидно больше шансов на продолжение своего рода!!!

Так же и со всем остальным – наиболее серьёзная борьба развёртывается за наиболее ограниченные ресурсы, а ими обычно являются пища, защита от хищников и привлечение самочки. Именно удачные стратегии в этих областях сильнее всего влияют на выживание рода, а это приводит к тому, что именно эти стратегии подвергаются наиболее тонкой «настройке» и тем самым становятся наиболее развитыми и изощрёнными. Поэтому среди всех потребностей, необходимых для продолжения рода, выделяются как основные инстинкты именно эти три – пища, безопасность и собственно размножение.

Инструментальные инстинкты

Вышеописанные инстинкты я называю базовыми. Потребности в еде, безопасности и размножении вытекают непосредственно из задач, поставленных естественным отбором перед каждым живым существом. Кроме них, существуют и другие инстинкты – социального взаимодействия, внутривидовой агрессии, поисково-исследовательский. Я называю их инструментальными, поскольку они не имеют самостоятельного значения, это лишь инструменты, позволяющие лучше исполнять инстинкты базовые.

Так, социальный инстинкт – это объединение животных в стаи с целью улучшить добывание пищи, защиту от врагов и непогоды, совместно заботиться о потомстве. Вся польза с точки зрения естественного отбора, которую приносит социальное взаимодействие, реализуется через улучшение выполнения базовых инстинктов.

Внутривидовая агрессия – инстинкт, описанный Лоренцем – позволяет удерживать свой кормовой или брачный участок, бороться за самок – т.е. опять же способствует выполнению базовых инстинктов.

Наконец, поисково-исследовательский инстинкт позволяет обучаться, но учится животное не чему попало, а опять же только тому, как лучше удовлетворять свои инстинкты – и базовые, и инструментальные. Не зря и в цирках, и в лабораториях учёных обучаемых животных подкрепляют кусочками еды, фактически – с точки зрения психики животных – они обучаются лучшим способам добычи пропитания в той искусственной среде, которую им создают циркачи или учёные. Дальше мы весьма подробно изучим этот инстинкт.

Исполнение инстинктов

Итак, мы определили, что целью жизни животного является исполнение инстинктов. Как же это происходит? Продолжение следует... J

 

 

 

 

 

Потребности

Эмоции

 

Сайт создан в системе uCoz